Биографии

Вернуться назад

Киселев Николай 1912-1987

В трудовой книжке оператора Николая Киселева были всего две записи: пришел на Куйбышевскую студию кинохроники в 1938 году, а в 1972-м ушел.

Николай Порфирьевич Киселев родился в Туле  в 1912 году. В семнадцать лет устроился киномехаником в местный клуб. В 1937 году окончил операторское отделение ВГИКа, после чего был направлен в Куйбышевскую студию кинохроники. Именно он запечатлел на пленку знаменитый парад 7 ноября 1941 года на площади Куйбышева. До 1943 года снимал кинохронику о трудовых буднях в Поволжье. А в 1943-м ушел на фронт. В составе 5-й ударной армии Николай Киселев прошел Белоруссию, Польшу, Правобережную Германию. Снятые им фильмы «Освобождение Советской Белоруссии», «От Вислы до Одера», «Освобождение Варшавы», а также кадры из фильмов режиссера Романа Кармена вошли в золотой фонд кинолетописи Великой Отечественной войны. Советское военное документальное кино неотделимо от имени Николая Киселева. Он снимал форсирование Одера, подробно запечатлел штурм Берлина, взятие рейхстага и рейхканцелярии.

Отвоеванные территории в Берлине тщательно проверялись советскими войсками. Зачистки подвальных помещений фиксировал киноаппарат Киселева. Николаю Порфирьевичу принадлежат уникальные кадры, как гитлеровца в пилотке за шкирку вытаскивают из канализационного люка. Эти кадры обошли весь мир. Тогда же, при освобождении простых жителей из бомбоубежища кинооператор случайно встретил немецкую кинозвезду Марику Рекк. Об этом как-то рассказала дочь кинооператора Людмила Николаевна: «Во время взятия Берлина актриса спасалась в бомбоубежище. Она была совсем не такой как на киноэкране - чумазая, закутанная в платок. Отец любезно подал ей руку,  актриса в ответ достала из сумочки  открытку и дрожащей рукой отдала отцу».

Киселев был единственным  кинооператором в Поволжье, которому доверили снимать подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Потом он часто рассказывал об этих съемках коллегам. Говорил примерно так: « Акт о безоговорочной капитуляции был подписан 8 мая 1945 года в городе Карлхорст. Там были десятки кинооператоров. И наших, и иностранных. Мы загораживали друг другу обзор. Поэтому скандалили, лупили друг друга. Помню, нас успокаивали. Потом, наконец, мы все встали и начали снимать историческое событие. Нельзя было передать наше настроение, ведь это же День победы!»  При этих словах  глаза кинооператора наполнялись слезами.

А вот как он рассказывал о водружении знамени над Рейхстагом. «Видели эти кадры? - спрашивал Киселев коллег. - Тот, кто доберется – Герой Советского Союза, об этом все хорошо знали. На самом деле многие смельчаки закутывали себя  в  красное знамя, чтобы водрузить его над рейхстагом. Вы думаете, немецкие снайперы спали в это время? Вы знаете, сколько они положили наших людей с этими знаменами?»

«9 мая отец всегда плакал, - вспоминает Людмила Николаевна. -Медали и ордена аккуратно начищал до блеска специальной пастой и надевал в первых числах мая,  после ходил с ними весь месяц».

«Он был баламут и прекрасный рассказчик, - вспоминает редактор студии кинохроники Борис Кожин. – Так говорил: «Вот уйду на пенсию – подарок вам сделаю! Я пойду к  Касьянову Александру Николаевичу, к  первому в Советском Союзе Герою Социалистического труда среди пивоваров, договорюсь с ним, чтобы провели трубу прямо от Жигулевского пивкомбината  на студию, вы здесь будет кран открывать, и пиво будет литься!»

При этом самые ответственные съемки доверяли ему, Киселеву. Так он был специальным корреспондентом на строительстве Жигулевской ГЭС. За фильм «Куйбышевский гидроузел» был награжден дипломом международного кинофестиваля документальных фильмов в ГДР.

Он не расставался с кинокамерой до последних дней жизни. Преподавал в клубе кинолюбителя, работал в киноцентре Куйбышевского политехнического института и воспитал целое поколение молодых операторов Куйбышевской кинохроники.