Биографии

Вернуться назад

Косыгин Алексей 1904-1980

Алексей Николаевич Косыгин первым из высших руководителей страны предпринял серьезную попытку перестройки народного хозяйства, которую назвали потом «предтечей рынка».

В Куйбышевскую область Косыгин приезжал не раз. Встречался с руководителями области, директорами заводов. Именно он настоял на строительстве в Тольятти химического гиганта «Тольяттиазот», который завоевал лидерство на мировом рынке минеральных удобрений, и Волжского автомобильного завода. И это сделало город одним из важнейших индустриальных центров страны. Алексей Косыгин внимательно следил за строительством этих предприятий, для чего не однажды приезжал в Тольятти. Здесь же, в Куйбышевской области, Алексей Николаевич отдыхал в санатории «Волжский утес».

Себя Косыгин иногда назвал «главным инженером страны».

Его имя стало известно в конце тридцатых, когда Косыгин стал председателем Ленинградского горисполкома. Путь от мастера фабрики имени Желябова до руководителя администрации города выпускник текстильного института проделал всего за два года. Еще через год он стал наркомом текстильной промышленности. В то время ему всего 35. Еще через год с небольшим Алексей Николаевич Косыгин стал заместителем Председателя Совнаркома СССР.

Начало войны застало Косыгина в Москве. Уже 23 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации при СНК СССР, руководителем которого стал Николай Шверник, а одним из его заместителей назначили Косыгина. Ему достался самый непростой участок работы: эвакуация промышленных предприятий из районов, находившихся под угрозой оккупации, и налаживание их работы на новом месте. Именно Алексей Николаевич организовывал эвакуацию предприятий в тыловой Куйбышев. Это был колоссальный труд. Нужно было правильно определить места их будущего пребывания, в считанные дни наладить работу по демонтажу оборудования, обеспечить транспорт, позаботиться об эвакуируемых специалистах и их семьях. И это в условиях, когда враг нередко проходил вглубь страны на десятки километров в сутки! Косыгин почти не спал, ночевал в служебном кабинете. В результате под личным руководством 38-летнего зампреда Совета по эвакуации были вывезены на восток страны более полутора тысяч предприятий, которые буквально «с колес» начинали давать продукцию на новом месте. Еще во время войны Уинстон Черчилль поражался тому, насколько успешно была проведена в СССР эвакуация военной промышленности.

19 января 1942 года Косыгин был назначен уполномоченным Государственного комитета обороны в блокадном Ленинграде. Ему пришлось решать задачу обеспечения осажденного города продовольствием. Чего это ему стоило, знал только он сам. И, возможно, еще те немногие, с кем он делился своими воспоминаниями. Косыгин был предельно закрытым человеком. «Дорога жизни» - главная забота представителя Государственного Комитета Обороны Алексея Косыгина. Он понимал, что город живет только благодаря этой дороге. Двадцать тысяч человек под постоянным обстрелом и бомбежками доставляли продукты в блокадный город и вывозили раненых. В результате - тысячи спасенных ленинградцев.

В 1943 году, после прорыва блокады, Косыгин в «награду» ко всем своим нагрузкам получает еще и пост председателя Совнаркома РСФСР. Поразительный взлет. И крайне опасный. Быть рядом со Сталиным, да еще на такой должности, да еще во время войны – это значит сидеть на пороховой бочке.

После смещения Хрущева Косыгин в течение шестнадцати лет был Председателем Совета Министров СССР. Первое, что попытался сделать новый премьер – провести в стране экономическую реформу. Не смог. Брежневское окружение все больше начинало жить для себя, да и вся система за полвека оказалась выстроена так, что реформировать ее было невозможно…