Биографии

Вернуться назад

Литвинов Виктор 1910-1983

Как и многие мальчишки тридцатых годов, таганрогский парнишка Виктор Литвинов мечтал об авиации. Она казалась зримым воплощением технического прогресса, символом неограниченных возможностей человеческого разума. Нет, он не летал. Но штурмовики и истребители, которые создавались под его руководством в «запасной столице» - городе Куйбышеве, - приближали нашу победу в суровые военные годы…

От отца-слесаря он перенял неодолимую тягу к технике. Пошел учиться в индустриальный техникум. Позднее техникум станет называться авиационным. По окончании техникума в 1930 году молодого специалиста направляют в Москву, на авиационный завод №1 - техником-конструктором в слесарно-сборочный цех. А через два года Литвинов поступает на вечернее отделение Московского авиационного института. В 1937 году с отличием заканчивает его и получает новое назначение — начальник технического отдела. Блестящие способности студента-вечерника не остались незамеченными: Литвинову предлагают аспирантуру. Однако он предпочитает завод. В свои двадцать он уже заместитель главного инженера — главный технолог завода.

Виктор Яковлевич Литвинов был одним из основных авторов и организаторов первого поточного метода сборки самолетов по суточному графику. Суть нововведения заключалась в том, что самолеты на специальных тележках по рельсам конвейера передвигались от стенда к стенду. Это был первый опыт поточной сборки самолетов в советской авиапромышленности, который был успешно освоен на других авиазаводах. Еще работая рядовым технологом-конструктором, в начале тридцатых годов он организовал первую на заводе хозрасчетную бригаду конструкторов. Это значительно сократило сроки составления чертежей и улучшило их качество. Под руководством Литвинова в 1940 году, при освоении выпуска первых истребителей конструкции Микояна и Гуревича, впервые в отечественном самолетостроении был внедрен «принцип параллельности». Подготовка производства велась одновременно с конструкторскими разработками и выпуском чертежей новой машины.

22 июня 1941 года начался отсчет иного времени. Эвакуация завода в Куйбышев и сверхсжатые сроки монтажа предприятия на новой площадке, освоение выпуска штурмовиков - со всем этим главный инженер В. Я. Литвинов справился успешно. Организовал и здесь поточное производство, изменил принцип работы конвейерной линии, чтобы при сборке передвигались и самолеты, и сами стенды. После доклада Литвинова об этом новшестве на отраслевом совещании - переход на конвейерное и поточное производство стал в авиационной промышленности массовым.

В 1944 году Виктор Яковлевич стал директором авиационного завода. «Завод наш был серийным, - вспоминал он годы спустя. - Но мы всегда стремились к обновлению своей продукции. Как только налаживался устойчивый серийный выпуск той или иной машины, я ехал в Наркомат и просил новое задание». Москва не боялась поручать ему освоение машин новейших типов, передовых по своей конструкции и техническим характеристикам. Заслуги Литвинова были отмечены высокими наградами. Он – дважды Герой социалистического труда, дважды лауреат Государственной премии, кавалер четырех орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени.

Литвинову, казалось, было дело до всего… Строительство жилья на Безымянке при нем развернулось гигантскими темпами. И не только жилья. Благодаря инициативному директору площадь имени Кирова венчает великолепный Дворец культуры. За «архитектурные излишества» Литвинову был объявлен партийный выговор. Но он все-таки настоял на своем, и проект не изменили. Высокий коэффициент надежности Виктор Яковлевич заложил в основу дела, которому отдал восемнадцать лет жизни. И когда его в 1962 году назначили председателем Куйбышевского Совнархоза, а через три года — заместителем министра общего машиностроения, завод представлял собой великолепно налаженную систему, способную к выпуску как серийных, так и новых, «необкатанных» машин…