Биографии

Вернуться назад

Рязанов Эльдар 1927

Народный любимец, кинорежиссер Эльдар Александрович Рязанов родился в Самаре 18 ноября 1927 года. Правда, здесь он тогда пробыл всего месяц. Потом семья уехала в Москву.

С детства он очень много читал. Жюль Верн, Фенимор Купер, Майн Рид… Это были писатели, на книгах которых он вырос. Одно время он и сам хотел стать писателем.

…В начале войны Рязановы вернулись в Самару, которая уже была Куйбышевом. Здесь жили мамины сестры.

Самым сильным впечатлением от города был … Большой театр, который приехал в Куйбышев в эвакуацию. «Мы записывались в пять утра в очередь, чтобы достать билеты, - вспоминал Эльдар Александрович. - Надо прямо и честно сказать, что, помимо любви к музыке, в театре меня привлекала еще одна вещь. Уже была карточная система. А в театральном буфете продавали пирожные без карточек. Конечно, была очередь, и в буфете нужно было потолкаться, чтобы купить эти пирожные, но зато они возмещали нехватку еды...»

«Евгений Онегин», «Иван Сусанин» и другие оперы шли в концертном исполнении. Марк Рейзен, вспоминает Рязанов, пел Ивана Сусанина во фраке и с орденом Ленина на груди. Еще больше опер будущий режиссер любил оперетты, которые показывали в филармонии. «Сильву» он посмотрел семнадцать раз...

Еще одно сильное впечатление – «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин, который ходил по улице Фрунзе. Сзади него всегда шли два охранника и ехал огромный лимузин, который потом стали называть «членовозкой». Мама катала маленького братика в коляске возле дома, а Михаил Иванович, проходя, всегда делал ему «козу рогатую».

Жила семья в доме по улице Фрунзе, 120. Комната, перегороженная шкафом. За шкафом жила мамина сестра, а на остальной площади - двое детей и мама с отчимом....

О том времени режиссером вспоминает с горьким юмором: «Почему я такой толстый? Не все знают. А дело все в том, что во время войны я недоедал… Мне все время хотелось есть. И когда 1 января 1948 года отменили карточки и настала другая жизнь, я начал есть и … не могу остановиться до сих пор…»

Отчим работал в Куйбышеве на одном из оборонных предприятий. Потом отчима перевели директором завода в Нижний Тагил. Небольшого завода, работающего на оборону. Семья уехала с ним, и в восьмой класс Эльдар Рязанов пошел уже в нижнетагильской школе. На этом и кончилось его самарское отрочество.

Снова Рязанов вернулся в Самару в 1995-ом, когда приехал на литературный фестиваль по приглашению своего товарища Василия Аксенова. Была тогда возможность и с родственниками пообщаться, и город хорошенько посмотреть, и по Волге покататься…

Он всю жизнь чувствовал себя волжанином.

«Когда я приехал снимать «Жестокий романс» в Кострому,- вспоминал режиссер, - то в меня как будто какой-то бес вселился: я вдруг решил, что одним из героев картины должна стать Волга. Наверное, потому, что я родился на Волге, а в отрочестве жил здесь, в Самаре …»

Этот фильм имел большой зрительский успех – так же, как и почти все другие фильмы Рязанова. Но когда его спрашивают: «Для кого вы работаете?», он отвечает: « Я работаю для себя. Я делаю такие фильмы, которые я хотел бы увидеть сам как зритель». У него счастливая судьба, потому что и в шестидесятые, и семидесятые, и в восьмидесятые это его представление совпадало с тем, что хотело увидеть огромное количество народа. Его фильмы – «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы», «Служебный роман» - били рекорды посещаемости, на них ходили десятки миллионов зрителей. Но главное его счастье, как он сам считает, - в том, что он остался свободным человеком: «Мне удалось в этом несвободном обществе сохранить чувство собственного достоинства. И остаться самим собой. И я никогда не делал того, чего не хотел…»