Биографии

Вернуться назад

Толстой Алексей 1883-1945

Единственный в Советском Союзе, а теперь в России мемориальный литературный музей Алексея Толстого существует в Самаре вот уже три десятка лет. Самара гордится своим земляком – знаменитым писателем, лауреатом трех Сталинских премий, академиком и графом. «Золотой ключик» и «Детство Никиты», «Петр Первый» и «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита» и «Хождение по мукам» - все, что выходило из-под его пера, было удивительно талантливо…

Алексею Толстому было уже под шестьдесят, когда началась война, мобилизации он не подлежал, но в стороне не остался, и с первых дней начал сражаться тем единственным оружием, которым умел воевать и воевал уже четверть века назад — словом. Он снова писал для фронта — писал жестко, резко, доходчиво, умея зацепить сердца читателей и возбудить в них два одинаково великих чувства — любовь к своей родине и ненависть к врагу, и второе было, пожалуй, даже сильнее первого.

Осенью 1941 года Толстой принялся за пьесу об Иване Грозном. В обращении к этому сюжету сказалась поразительная разбросанность графских интересов. Недоделал Петра, довольно странно оборвал «Хождение по мукам» и перекинулся на Иоанна.

«Я верил в нашу победу даже в самые трудные дни октября — ноября 1941 года. И тогда в Зименках (недалеко от г. Горького, на берегу Волги) начал драматическую повесть “Иван Грозный”. Она была моим ответом на унижения, которым немцы подвергли мою родину. Я вызвал из небытия к жизни великую страстную русскую душу — Ивана Грозного, чтобы вооружить свою “рассвирепевшую совесть”».

«Личность Ивана Грозного — один из ключей, которым отворяется тайник души русского человека, его характера, — объяснял он свой замысел. — Феодалы его ненавидели и сеяли клевету, которая попала в исторические сочинения о Грозном. Народ его любил, потому что видел высокую разумность его дел, направленную к созданию и укреплению единого государства. Он был жесток, но это было в духе того сурового времени, жестокость его никогда не была бессмысленной, но обусловленной борьбой за поставленные цели»…«В достижении своих целей он не останавливался ни перед какими трудностями, так как считал себя выполнителем исторически предначертанных идей. Он верил в то, что Московское царство должно стать источником добродетели и справедливости».

Пьеса «Орел и орлица», повествующая о молодости царя Ивана Васильевича, была закончена в начале 1942 года и впервые публично прочтена в узком театральном кругу, о чем под заголовком «Новая пьеса А.Н. Толстого» сообщила газета «Правда» 16 февраля 1942 года: «В Куйбышеве в кругу писателей, работников искусств и журналистов писатель А. Н. Толстой прочел свою новую пьесу “Иоанн Грозный”, которая принята к постановке Государственным академическим Малым театром.

Среди слушателей присутствовали народные артисты СССР С. Михоэлс, С. Самосуд и другие. Пьеса произвела на слушателей огромное впечатление».

5 марта 1942 года в Куйбышеве в помещении дворца культуры им. Куйбышева - театра оперы и балета, впервые была исполнена оконченная в нашем городе Седьмая Ленинградская симфония Шостаковича. За дирижерским пультом Самуил Самосуд. Эта премьера навсегда вписана в музыкальную историю нашего города. Да и не только нашего города, она вписана в музыкальную историю страны и всего мира. Писатель Алексей Толстой, присутствовавший на премьере, писал: «…Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества…».

Алексей Николаевич очень любил родной город, но, живя во время Великой Отечественной в Куйбышеве, почему-то избегал заходить в тот дом, где когда-то жил, где прошли годы его отрочества и юности. Возможно, ему было просто тяжело услышать тишину в старых стенах?..