Биографии

Вернуться назад

Шенкман Матвей 1899-1942

Родился в 1899 году в городе Овруч Житомирской области в семье ремесленника. В ноябре 1918 вступил добровольцем в Красную Армию. Воевал с Петлюрой и Юденичем.

В двадцатые годы - руководитель среднего звена в различных советских структурах. В 1928 году был снова призван в армию, где прошёл техническое обучение.

В начале 1930-х годов работал директором фабрики швейных машинок в Подольске. Ездил в спецкомандировку в Германию, потом работал в аппарате ЦК компартии, занимаясь делами авиации. В 1936 году назначен директором таганрогского авиационного завода. С 1938 года - директор воронежского авиационного завода, который в 1941 году был эвакуирован в Куйбышев.

Вошёл в историю как директор авиационного завода, первым наладившего в Воронеже производство штурмовика Ил-2 («летающего танка») - самого массового советского самолёта Второй мировой войны, а затем, в Куйбышеве, организовавшего возобновление работы завода в эвакуации. После эвакуации завода в Куйбышев, в промышленную зону Безымянка, выпуск Ил-2 был возобновлён уже к декабрю 1941 года, то есть всего за два месяца..

Это было самое драматичное для страны время, когда гитлеровцы стояли на подступах к Москве, а перевезенные на восток оборонные предприятия еще только-только набирали производственные темпы. Именно в такой невероятно напряженной ситуации 23 декабря 1941 года в Куйбышев поступила правительственная телеграмма, подписанная председателем ГКО И.В. Сталиным:

«Куйбышев директору завода нр 18 Шенкману Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2 тчк Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день Это насмешка над страной зпт над Красной Армией тчк Если 18 завод думает отбряхнуться от страны давая по одному Ил-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю последний раз тчк нр П553 СТАЛИН».

Всего через сутки после получения этой телеграммы завод стал выпускать по три самолета Ил-2 в день, и в дальнейшем их производство продолжало наращиваться. В сентябре-октябре 1942 года силами заводского СКО была подготовлена документация для перехода на производство двухместных ИЛ-2 (с задней кабиной стрелка) вместо прежних одноместных. После успешных испытаний нового варианта машины в боях завод получил множество благодарностей от фронтовиков и просьбы продолжать выпуск ИЛ-2 с кабиной стрелка.

23 мая 1942 г. Матвей Шенкман погиб в авиационной катастрофе.

В советском фильме «Особо важное задание», снятом про завод №18, Шенкману сменили фамилию и «похоронили» его ещё летом 1941 года, приписав все его заслуги начальнику производства.

На бывшем заводе №18 – ныне самарском заводе "Авиакор" – стоит памятник Матвею Борисовичу Шенкману.