Биографии

Вернуться назад

Бурдонский Александр 1941

Александр Васильевич Бурдонский - внук И. В. Сталина, сын Василия Сталина от первой жены Галины Бурдонской.

А еще он - народный артист России, режиссер Центрального академического театра Российской Армии.

Родился Бурдонский в городе Куйбышеве в начале Великой Отечественной.

«Знаю от мамы, что в семье между собой город они звали Самара-городок, - рассказывает Александр Бурдонский. - Я попал в Самару-городок в мамином животе в эвакуацию. Это был сентябрь 1941 года. Родился я 14 октября. Родился в привилегированных условиях. Принимал меня знаменитый на всю страну детский врач Спасокукоцкий. Говорят, что я плакал так: "Ля-ля! Ля-ля-ля!.." Все смеялись: вырастет, станет петь, как Козловский… Пока мама лежала в больнице со мной, в Самару прилетел с фронта вместе со Степаном Микояном отец. Степан Микоян об этом часто вспоминал и даже в книжке писал. Октябрь сорок первого года, а они с букетом белой сирени явились в роддом. Отец и мама очень хотели сына, так что я их ожидания в этом смысле оправдал… В Куйбышеве моя мама по-настоящему подружилась с дочерью Сталина Светланой. Знаю, что они ходили на спектакли эвакуированного Большого театра. Так что, в жизни нашей семьи ваш город сыграл большую роль…»

В июне 1942 года маленький Саша переехал в Москву.

В 1951 году по воле отца Александр был отправлен в Калининское суворовское училище, в котором проучился два года. После смерти Сталина Александр вместе с сестрой Надеждой возвращается к матери. С детства влюбленный в театр, окончив седьмой класс, он поступает в театрально-техническое художественное училище.

"Спектакли Эфроса были для меня откровением, - вспоминает он о том времени. - Как я был счастлив, когда поступил к Олегу Ефремову на актерский курс в студию при театре "Современник"! Но и здесь меня не покидало желание стать режиссером.

В 1966 году Александр Бурдонский поступил в ГИТИС на режиссерское отделение (курс знаменитого режиссера Марии Осиповны Кнебель), а в 1971 году Анатолий Эфрос пригласил его в Театр на Малой Бронной на роль Ромео. В это же время по приглашению Кнебель Бурдонский ставит спектакль "Тот, кто получает пощечины" в Театре Советской Армии и остается работать в этом театре.

Среди его театральных постановок - "Чайка" А.Чехова, "Васса Железнова" М. Горького, "Орфей спускается в ад" Т. Уильямса, "Дама с камелиями" А. Дюма-сына, "Мандат" Н. Эрдмана, "Последний пылко влюбленный" Н. Саймона, "Британик" Ж. Расина, "Приглашение в замок" Ж. Ануйя, "Серебряные колокольчики" Г. Ибсена…

В историю советского театра вошел спектакль Бурдонского по пьесе А. Касоны "Деревья умирают стоя", главные роли в нем исполняли Нина Сазонова и Владимир Зельдин.

«Когда я был с Театром Советской Армии в Самаре на гастролях, - вспоминает Александр Васильевич, - ко мне в гостиницу пришли журналисты и предложили показать дом, где я жил. Когда я только еще собирался ехать на те гастроли, мама мне сказала: "Обязательно посмотри тот особняк, в котором мы жили, и посмотри дом, в котором я тебя рожала". Я, конечно, сходил, посмотрел. Улица называется Пионерская. Кстати сказать, там, в Куйбышеве, нынешней Самаре, на гастролях нашего театра мы стояли с невероятно любимой зрителями актрисой, народной артисткой СССР Ниной Афанасьевной Сазоновой у какого-то памятника, смотрели на Волгу, и я неожиданно для самого себя предложил ей сыграть Вассу Железнову. "Я такая маленькая, да что ты!" - помню, сказала она. Но я настоял. И действительно потом поставил горьковскую "Вассу Железнову", и она блистательно ее играла…»

Однажды журналист спросил у Александра Бурдонского, не от деда ли у него режиссерский талант. И тот ответил: «Нет, дед был тираном. Пусть кому-то хочется приделать ему ангельские крылья. Когда Сталин умер, мне было стыдно, что все вокруг рыдают, а я нет. Я сидел возле гроба и, скорее, был этим испуган. За что мне благодарить деда? За искалеченное детство? Родного, теплого, домашнего, греющего душу, мне о нем нечего вспомнить...»