Моя история

Вернуться назад

07.05.2015

Боевой путь авиационного полка.

В преддверии 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне, я, Ананишнева Алена, ученица 2 «б» класса школы № 16, хочу рассказать про своего прадедушку, военного летчика, активного участника этого события. Здесь рассказан боевой путь авиационного полка, в котором служил прадедушка. Мой прадедушка Заривчацкий Георгий Алексеевич, родился 07.10.1922 г. на Украине, в Полтавской области, Решетиловского района, хутор Вусыки, в семье крестьянина. В 1930 г. семья переехала в г. Кривой Рог. В 1938 году, окончив 8 классов школы в г. Марганец, Днепропетровской области, поступил в школу ФЗУ, которую окончил по специальности электрика в 1940 г, после чего работал на Южно-Трубном Металлургическом заводе в г. Никополь. В 1940 г. поступил в Никопольский аэроклуб, так как очень хотел быть военным летчиком. В своей автобиографии прадедушка пишет, что в тот год чувствовалось приближение войны с Гитлеровской Германией. В июле 1941 г. добровольно поступил в Чугуевскую Авиационную школу пилотов и окончил ее в мае 1943 г. по специальности летчика-истребителя. В мае 1943 г. прадедушка поступил в 68 Гвардейский Клайпедский ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк. Этот полк до марта 1943 года назывался 46 истребительным авиаполком. Командир полка: Герой Советского союза капитан Трубаченко. Полк буквально с первых минут начала Великой Отечественной Войны вступил в боевые действия. Впервые же боевые вылеты летчиками полка было сбито несколько самолетов противника. Имелись потери и со стороны полка, как летного состава, так и в самолетах. В этом полку 22 июня 1941 года в 4 часа 10 мин. в воздушном бою, израсходовав боеприпасы, на самолете И-6-16 командир звена I аэ 46 ИАП старший лейтенант Иванов И.И. применил первый в Великой Отечественной войне таран (врезался в центроплан самолета Ю-88 и сбил этот вражеский бомбардировщик). Это произошло в районе м . Жолкова Ровенской области. В начальный период Великой Отечественной войны с 22 июня по 30 июля 1941 года летчиками 46 ИАП было сбито 19 самолетов противника, проводились налеты на колонны движущихся вражеских войск, которым наносился большой ущерб. Осуществлялись полеты для воздушной разведки войск противника. Летом 1943 года полк продолжает вести активную боевую работу. В это время летчики полка летают на самолетах «Аэрокобра». За период с лета 1943 года было уничтожено более 100 самолетов противника, сотни автомашин и много живой силы. В 1944 году полк вошел в состав третьей воздушной армии и участвовал в освобождении Белоруссии, Латвии и Литвы. Боевая работа была напряженной. Было много боевых вылетов, воздушных боев и штурмовок. Прадедушка отличился во время боевых действий весной, летом и осенью 1944 г. В январе 1945 г. началась восточно-прусская операция. В феврале 1945 г. гвардейский истребительский авиаполк перебазировался с аэродрома Кейтряй на аэродром Повунден (18 км севернее Кенигсберга). С аэродрома Повунден полк активно вел боевую работу. В отдельные дни летчики выполняли по 5-6 вылетов в день. В боях за освобождение Литвы и под Кенигсбергом личный состав полка успешно справился с поставленными боевыми задачами. За успешные боевые действия полку было присвоено наименование «Клайпедский», и полк был награжден орденом Кутузова 3 степени. За период боевых действий против немецких захватчиков полком было уничтожено: на земле 35 самолетов противника; в воздухе 349 самолетов противника,9 аэростатов,530 орудий,96 повозок,8 складов с горючим,15 паровозов,1500 солдатов и офицеров, 130 вагонов с боевой техникой и личным составом. После разгрома немцев под Кенигсбергом, который был взят 9 апреля 1945 года, полк действовал по разгрому войск противника на дорогах и в местах скопления на Земландском полуострове, а также вел разведку и выполнял другие боевые задачи. В мае 1945 г. 68 ГВИАП в составе 5 ГВИАП был переброшен из района Кенигсберга под Ригу, на территорию Латвии. С аэродромов Латвии выполнял боевые задачи по разгрому войск Курляндской группировки немцев. 9 мая 1945 года были совершены последние боевые взлеты не фронте против немецких захватчиков . В конце мая 1945 года 68 ГВИАП вновь был перебазирован под Кенигсберг на аэродром Гросс –Диршкайм, а затем Нойкурен. Прадедушка Георгий Алексеевич сбил за время Великой Отечественной войны 7 вражеских самолетов. Награжден множеством орденов, среди которых два Ордена Красного Знамени, два Ордена Красной Звезды. Это наиболее значимые награды. После войны прадедушка Заривчацкий Георгий Алексеевич работал в военной авиации летчиком-испытателем, а затем штурманом. Умер прадедушка в августе 1991 года. Каждый год в преддверии 9 мая мы ездим к прадедушке на кладбище, приводим в порядок могилку, сажаем и ставим цветы.